Приемы композиции декоративных древесных растений. Благоустройство города, работы по деревуустройство свайных фундаментов и трубопроводов

Добавить в закладки:


При озеленении различных объектов в городах, селах и даже на приусадебных участках, а также при создании парков в большинстве случаев в насаждениях доминируют рядовые посадки или массивы из одного вида деревьев или кустарников. Такая же картина, в большинстве случаев, наблюдается и в озеленении административных зданий. Такие типы насаждений хотя и являются классическими, но выглядят однообразными и статическими. Поэтому в современном ландшафтном дизайне городов и приусадебных участков все больше используются декоративные группы из деревьев и кустарников - разнообразные по видовому составу группы из деревьев и кустарников, составляющие гармоничное целое и размещенные отдельно от других насаждений на открытом месте.

Для создания гармоничной композиции большинство растений, которые входят в группу, должны иметь одну или несколько общих черт: форму кроны, цвет, текстуру. Для создания контрастной композиции используют растения нескольких видов, но один из них должен быть доминантным. Обычно, декоративные группы формируют из пород деревьев и кустов, присущих флоре данного района. Наиболее распространенным, классическим примером такой группы являются посадки ели обыкновенной с березой бородавчатой, сосны обыкновенной с березой. Но в современном ландшафтном дизайне состав групп представлен более широким ассортиментом. И чтобы созданная группа была долговечна, стойкая и декоративная, следует придерживаться таких принципов подбора растений.


Экологический принцип. Для нормального развития растения нуждаются в определенных экологических условиях, и несоответствие этих условий ведет к потере декоративности, даже к их гибели. Поэтому при подборе растений необходимо учитывать требования пород ко всему спектру экологических условий данной территории (климат, плодородие и кислотность почв, влажность, условия освещения и др.) и понятно, что все виды растений составляющих группу, по большинству экологических факторов, должны иметь идентичные требования.

Фитоценотический принцип. Этот принцип предусматривает максимальное приближение группировки растений в декоративных группах к их естественному сочетанию - фитоценозу (естественная совокупность растений, которые растут совместно и характеризуются определенным составом и взаимодействием)

Следует отметить, что созданные природой фитоценозы на конкретной территории, являются наилучшими образцами устойчивых групп. В этом отношении природа - лучший учитель

Декоративный (физиономический) принцип. Основой этого принципа является гармоничное, декоративное, эстетичное сочетание растений с учетом их внешнего вида, формы, текстуры и цвета. Такие композиции создаются по законам живописи.

Принципы построения декоративных групп. Для определения количества растений в группе четких правил не существует. Растений не должно быть много, а минимум - это три растения, потому что рекомендуется использовать непарное количество. Когда площадь участка озеленения небольшая, как например, при оформлении площади возле дома, офиса, рекомендуется использовать 3-9 до 11-15 растений, большее количество требует значительных площадей. Но сколько бы экземпляров вы не решили посадить вместе, композиция будет по-настоящему эффектна только тогда, когда элементы, которые подбираются, будут отвечать по размеру друг другу и размерам группы в целом. Этого соответствия можно добиться, используя один из трех принципов построения группы: принцип тождественности, принцип подобия и принцип контраста.

Принцип тождественности построен на сопоставлении похожих признаков. Например, когда группа создается из разных видов, которые относятся к одному роду растений. Или хотя из растений разных видов, но похожих за основными физиономическими и анатомическими признаками. Какая-нибудь симметричная композиция - это вариант тождественности.

Принцип подобия (нюанс) характеризует очень незначительные расхождения в свойствах элементов композиции. Это один из самых сложных вариантов, потому что он требует совершенного знания растений, с которыми работаешь. В композиции, основанной на принципе подобия, внимание акцентируется на наименьших расхождениях цвета или размера растений.


Контрастные композиции создаются из растений, которые имеют разные формы кроны, цвет и размер листьев. Растения с пирамидальной, конической и колоновидной формами кроны в таких композициях контрастируют с шаровидными, плакучими и стелящимися. В группах, построенных на принципе контраста очень важное значение имеет цвет. Создавая контрастные композиции, следует учитывать и моменты, известные всем дизайнерам. Растения с цветами и листьями теплых цветов (желтые, оранжевые, красные) в тени кажутся более сочными и свежими, чем на солнце; растения светлых тонов, визуально увеличивают пространство, а темные уменьшают; растения теплых тонов, кажутся ближе, чем они являются в действительности, а холодные - дальше.


Размещение растений в группах. Размещение деревьев и кустарников в группах, имеет большое значение, как для эстетичного восприятия, так и для формирования устойчивого культурфитоценоза в целом. Расстояние между деревьями проектируется с учетом, биологических особенностей каждой породы. Большое значение имеет отношение к свету растений в группе, строение корневой системы и долговечность породы, так светолюбивые - береза, ясень, сосна, высаживают на расстоянии 5-7 м один от другого. Теневыносливые растения в группах (клены, липы) можно высаживать на расстоянии 2-3, 5 метров. Но такие теневыносливые растения как ель и пихта при недостаточном освещении теряют свою декоративность за счет отпада нижних ветвей. Кусты в группах размещают в зависимости от их размера и отношения к свету.


Так, кустарники больших размеров (садовый жасмин, сирень, калина, скумпия) высаживают на расстоянии 1-3м один от другого; средние (барбарис, дерн, форзиция) - 0,8-1,5; малые (низкорослые таволги, можжевельники, кизильник) - 0,5-0,7м. При размещении кустарников под кронами деревьев необходимо обязательно подбирать теневыносливые растения, такие как бузина красная, черника, самшит, дерн, кизил, снежноягодник, жимолость обыкновенная и другие. Более светолюбивые кустарники желательно высаживать на большем расстоянии от древесных пород. Под кронами и непосредственно возле стволов деревьев с поверхностным размещением корневой системы (ель обыкновенная, туя западная и др.), кусты высаживать не рекомендуется.

В целом, как отмечает известный дендролог Л.И. Рубцов, рекомендации по подбору растений в декоративных группах можно свести к следующим положениям:

  • Основные породы следует выбирать и группировать по высоте, текстуре, форме и в соответствии с их экологическими требованиями;
  • Листопадные деревья следует использовать в качестве подчиненным хвойным, чтобы подчеркнуть сезонные изменения в окраске;
  • Выбирать группы деревьев и отдельные экземпляры, которые должны служить акцентом для общей композиции; при этом следует осторожно использовать растения с оригинальным внешним видом;
  • Растения, должны соответствовать размеру и масштабу композиции;
  • Необходимо знать размеры взрослых растений и сроки, когда растения их достигнут;
  • Согласовать продолжительность жизни растений, входящих в определенную композицию;
  • Не применять слишком много видов растений в одной композиции. Группа из небольшого количества видов выглядит наиболее эффектно (закон простоты);
  • В композиции должен доминировать один вид, а другие должны быть ему подчинены (закон доминирования);
  • Растения, которые входят в композицию, должны гармонировать, то есть быть похожими цветом, формой, текстурой (закон гармонии)
  • Место, отведенное для растений должно отвечать их требованиям, а потребности растений разных видов в группе не должны быть антагонистическими.

Учитывая принципы построения декоративных групп, в совершенстве зная морфологию и биологию растений, и их экологические требования можно создать высокохудожественные древесно-кустарниковые композиции. Такие композиции украсят входную часть частных домов и административных зданий, будут уместными и в зоне отдыха, и как отдельный элемент озеленения территорий разного функционального назначения. Если взять декоративные группы за основу при создании дендропарка или показательного участка при садовом центре, особенно на небольших площадях, то это даст возможность не только сделать их привлекательными в эстетическом плане, но и позволит собрать значительную коллекцию дендрофлоры, которая к тому же, может служить маточником для получения семян и черенков для размножения растений на питомнике.

Древесными называются многолетние растения с деревянистыми надземными и подземными частями. По характеру развития их подразделяют на деревья, кустарники и лианы. Деревья имеют хорошо выраженный один ствол, достигают больших размеров и более долговечны, чем кустарники. Кустарники достигают относительно меньших размеров, образуют уже от корня несколько почти равноценных ветвящихся стволов; обычно менее долговечны, чем деревья.

Общая информация

Лианы - древесные растения с длинными, нуждающимися в опоре стеблями, снабженными специальными приспособлениями для подъема и прикрепления к опоре.

Кроме перечисленных, к древесным растениям можно отнести близкие к ним полукустарники, занимающие промежуточное положение между древесными и травянистыми растениями. К полукустарникам относятся растения, у которых стебли древеснеют не полностью, а лишь в нижней части, верхняя же часть стебля остается травянистой и ежегодно отмирает (например, у некоторых видов клематисов).

К полукустарникам относятся также растения, у которых стебли хотя и древеснеют полностью в однолетнем возрасте, но, закончив на второй год циклы цветения и плодоношения, отмирают (например, малина, ежевика).

Обладая различными декоративными свойствами (размеры, форма, цвет) деревья, кустарники и полукустарники находят неодинаковое применение в зеленом строительстве.

Главным материалом объемных решений садово-парковых композиций являются

  • деревья;
  • кустарники и полукустарники служат преимущественно вспомогательным материалом.

Лишь в малых объектах зеленого строительства (в небольших скверах и парках), а также в специальных садах (например, альпинариях) кустарники используются в качестве основного материала.

Виды древесных растений

Различают вечнозеленые и листопадные древесные растения.

  • Вечнозеленые имеют многолетние листья (или хвою), которые опадают не все сразу, а постепенно заменяются новыми листьями, так что растение всегда покрыто зелеными листьями.
  • Листопадные растения ежегодно сбрасывают листья с наступлением неблагоприятных периодов вегетации (в умеренном и холодном климате - зимой; в тропиках - в период засух).

Указанные биологические особенности древесных растений имеют важное значение при использовании их в садово-парковом строительстве. Поэтому необходимо учитывать тот факт, что растения являются живым материалом и их декоративные качества зависят как от свойств самого растения, так и от условий среды, в которых происходит его развитие.

Кроме того, декоративные качества растений динамичны, и в большей или меньшей степени связаны с развитием растения - возрастным и сезонным. Поэтому следует использовать декоративные качества растений в неразрывной связи, как с биологическими особенностями, так и с условиями внешней среды.

Декоративные особенности древесных растений

Декоративность растений определяется совокупностью внешних признаков: размерами и формой кроны, строением и окраской листьев, величиной и окраской цветков и плодов - и зависит как от наследственных особенностей вида, так и от внешних условий.

Максимальную декоративность растения имеют в оптимальных для них условиях произрастания.

У одного и того же растения она меняется с возрастом и по сезонам года. В молодом возрасте оно декоративно главным образом своей листвой. Затем эту роль начинают выполнять цветки и плоды. В среднем возрасте все органы растения достигают максимального эффекта. В старых посадках этот эффект создают ствол и величина дерева.

Вечнозеленые хвойные растения во все времена года имеют примерно одинаковый облик, листопадные же, как известно, резко изменяются по сезонам года. Так, весной и летом красоту их создают листья и цветки; осенью - плоды и яркая окраска листьев; зимой достоинства деревьев и кустарников определяются формой ствола, цветом коры и характером ветвления.

Оценка декоративности может изменяться также в зависимости от освещения, фона, на котором рассматриваются деревья, от соседних растений и предметов.

В облике каждого вида растения, как правило, доминирует какой-то из декоративных признаков. Для одних деревьев - это размеры, для других - форма кроны, для третьих - форма или окраска листьев и т.д. С учетом ведущего признака и определяется место растения в той или иной композиции.

Классификация древесных пород

Величина древесных растений, главным образом их высота, как декоративное качество является одним из важнейших факторов в композиции любого зеленого объекта. Разновысотность растений позволяет создавать различную объемность насаждений, плавность перехода между составляющими их отдельными группами.

Величина

От величины растений зависит их декоративное влияние на окружающее пространство и степень воздействия на зрителя. Столетний дуб или пятидесятилетний тополь могут украсить площадь в несколько гектаров, в то время как айва японская - лишь небольшой участок.

По величине деревья и кустарники делятся на следующие группы:

  • деревья первой величины - высота 20 м и более;
  • деревья второй величины - 10-20 м;
  • деревья третьей величины - 5-10 м;
  • высокие кустарники - 2-5 м;
  • кустарники средней высоты - 1-2 м;
  • кустарники низкие - 0,5-1 м.

Величина растения определяет его место в садово-парковой композиции. Деревья первой величины, например, не рекомендуется высаживать в небольших скверах, во дворах жилых домов, на нешироких улицах, поскольку, разрастаясь, они закрывают доступ свету и мешают восприятию архитектуры зданий.

Высокие деревья предпочтительнее высаживать в парках и скверах на значительном удалении от дорожек (не менее двойной высоты растения) в виде одиночных или групповых посадок на открытых пространствах, при создании аллей, массивов, для обсадки дорог. У зданий более уместны низкорослые деревья.

Форма

Форма ствола при подборе растений для озеленения имеет существенное значение. У одних деревьев ствол сбежистый или искривленный, у других полнодревесный и ровный. Это зависит не только от биологических особенностей вида, но и от условий произрастания.

Следует отметить, что форма ствола даже у одного и того же вида, в зависимости от функционального назначения, воспринимается по-разному. Береза плакучая, например, предназначенная для аллейных посадок, должна иметь прямой ствол и высоко поднятую крону. Та же береза на открытом газоне или на фоне темнохвойных пород выглядит значительно эффектнее, если она имеет многоствольную форму.

Именно поэтому в декоративном садоводстве довольно часто прибегают к искусственному созданию многоствольных берез путем посадки их «на пень» в молодом возрасте.

Фактура

Фактура (рисунок) и окраска коры. Эти признаки приобретают особенно важное значение в массовых посадках, где форма кроны теряет свое самостоятельное значение. Большой эффект производят белоствольные березовые рощи и медно-красные стволы черемухи Маака. На декоративный облик растений большее влияние оказывает окраска побегов.

В безлиственном состоянии, особенно на фоне снега, рельефно выделяются ярко окрашенные побеги дерна, ивы белой, метельника и т.д.

Окраска и фактура коры воспринимаются в основном с близкого расстояния. Поэтому эти декоративные признаки должны приниматься во внимание при оформлении передних планов, при создании различных контрастных сочетаний. Форма, размеры в строение кроны. Каждой древесной породе присуща своя типичная форма кроны, которая определяется характером ветвления и направленностью боковых побегов.

При равномерном распределении ветвей и определенной их направленности крона приобретает четкую геометрическую форму. Наиболее полно она проявляется при свободном стоянии деревьев. В густых, плотных группах и массивах форма кроны самостоятельно не воспринимается и не оказывает существенного влияния на окружающий ландшафт.

Типичными естественными формами крон являются:

  • раскидистая (шатровидная),
  • пирамидальная (колонновидная, веретеновидная, конусовидная),
  • овальная,
  • шаровидная,
  • плакучая,
  • стелющаяся и подушковидная.

Раскидистая форма свойственна большинству лиственных пород. У всех видов ели и пихты крона конусовидная, у тополя пирамидального - колонновидная, у можжевельника обыкновенного пирамидального - веретенообразная. Шаровидная крона свойственна главным образом садовым формам, а также некоторым представителям дикой флоры. Овальная форма характерна для конского каштана, плакучая - для березы плакучей, садовых форм ивы белой.

Для кустарников характерны:

  • шаровидная,
  • сноповидная и раскидистая форма кроны,
  • стелющаяся и подушковидная.

Различное сочетание растений по форме кроны - один из существенных элементов архитектурно-художественного оформления территорий.

При подборе деревьев для озеленения необходимо принимать во внимание не только форму кроны, но и ее размеры. Например, ширококронные деревья рекомендуются главным образом для одиночных посадок на открытых пространствах, создания широких аллей, рыхлых групп и т.п.

Существенное значение имеет и густота кроны. Растения с густыми кронами отличаются лучшими пыле- и ветрозащитными свойствами, дают большую тень (бук, платан). Породы с ажурными кронами более пригодны для одиночных посадок, создания групп и массивов.

Например, орех маньчжурский и клен серебристый в одиночных посадках привлекательны тем, что имеют сквозистую крону.

Окрас

Декоративные качества листьев. Окраска листьев древесных растений является одним из основных средств при построении групп и создании контрастных цветовых решений в парковых композициях. Благодаря листьям усиливается эффект всей массы кроны, ее размер и плотность. Интенсивность окраски листьев меняется в течение вегетационного периода. Весной почти все растения имеют нежный светло-зеленый тон; летом - зеленый или темно-зеленый; осенью же листва большинства древесных растений окрашивается в самые разнообразные цвета: золотисто-желтые, оранжево-желтые, оранжево-красные, красные и т.д.

Интенсивность осенней окраски во многом зависит от погодных условий летне-осеннего периода. Обычно листья ярко окрашиваются при сухой и теплой погоде, но некоторые породы до конца листопада сохраняют зеленую окраску. Все это должно учитываться при создании групп и целых массивов. Особенно красивы смешанные насаждения, где между деревьями с багряно-желтыми листьями то одиночно, то группами высажены хвойные породы. Они вносят особый колорит в картину осеннего пейзажа.

При создании садово-парковых композиций особенно ценятся серебристо-серые тона листьев и хвои.

Такими качествами обладают ель колючая серебристая, пихта одноцветная, тополь белый, лох узколистный и серебристый, облепиха и др. Эти растения следует высаживать одиночно или небольшими группами на фоне зеленого газона или более темных хвойных или лиственных пород.

Большой декоративный эффект дают краснолистные садовые формы. Они отличаются высокой декоративностью, однако злоупотреблять ими не следует.

Листья

Декоративность растений во многом зависит также от строения и размера листьев. По величине листья подразделяются на очень крупные - от 40 см до 1 м, крупные - от 20 до 40 см, средней величины - до 10 см, мелкие - 5-10 см и очень мелкие - 1-5 см. По строению они бывают простые и сложные, состоящие из нескольких листовых пластинок. Орех маньчжурский, маакия амурская, бархат амурский обращают на себя внимание главным образом своими крупными перистыми листьями.

Еще более оригинальна трижды перистыми сложными листьями аралия маньчжурская. Эффектны рассеченолистные формы ольхи серой, бузины черной, лещины обыкновенной, караганы древовидной Лорберга и др.

Отсутствие в местной флоре растений с подобным строением еще больше усиливает их декоративную ценность. Однако следует помнить, что этот признак воспринимается лишь с близкого расстояния, поэтому такие растения рекомендуются для посадки вблизи дорожек.

Цветение

Декоративные качества цветков. Время цветения для абсолютного большинства растений является периодом их наибольшей декоративности. Цветущие деревья и кустарники различаются формой, размерами и окраской цветков и соцветий, их ароматом, сроками и продолжительностью цветения. В период цветения особенно привлекательны розы и сирени. Вызывают чувство восхищения/цветущие яблони, черемуха, рябина и др.

Красивоцветущие кустарники ценятся не только за красоту и обилие цветков, но и за различные сроки и продолжительность цветения, простоту выращивания и т.д. Соответствующий подбор цветущих растений позволяет создавать композиции с непрерывным периодом цветения. Для декоративного садоводства особую ценность представляют растения ранневесеннего цветения. Время и продолжительность цветения - биологическая особенность того или иного вида, хотя в зависимости от погодных условий года в сроках цветения наблюдаются отклонения.

Нельзя забывать, что яркость окраски и размеры цветков, продолжительность и обилие цветения во многом зависят от агротехники выращивания, а интенсивность окраски, кроме того, от освещенности.

Растения в садово-парковых композициях должны размещаться с учетом декоративных качеств цветков и их аромата. Не рекомендуется, например, высаживать вдали от дорожек растения с душистыми, цветками, равно как невозможно любоваться красотой цветущей катальпы с далекого расстояния. Растения с мелкими, но многочисленными цветками хорошо воспринимаются и со значительного расстояния.

Благодаря яркой окраске сильное влияние на окружающий весенний пейзаж оказывают яркие цветки форзиций, кизила, гамамелиса японского. В данном случае цветок рассматривается не в отдельности, а в массе. Рододендрон даурский, наоборот, для лучшего восприятия следует высаживать вблизи дорожек.

Декоративные качества плодов

Многим видам деревьев и кустарников особую декоративность придают плоды. Они отличаются окраской, своеобразной формой, размерами и т.д. Декоративность плодов особенно важна в осенний и осенне-зимний периоды, когда в парках и садах начинает преобладать серый цвет безлистных растений. В это время яркие плоды придают растениям особую привлекательность и зрительно воспринимаются иногда не хуже цветков.

Наиболее ценны растения с ярко-красными плодами, особенно если они сочетаются с темнохвойными породами. В этой связи очень эффектны в осенний период кизильник войлочный, многие виды барбариса и шиповника.

Некоторым растениям плоды придают привлекательность и оригинальность в летнее время. Особое внимание заслуживает скумпия кожевенная (названная за красоту и пышность «плодущих» метелок «париковым деревом»), вишня войлочная и др. В то же время у многих растений плоды снижают их декоративность (рябинники, гортензии, сирени, спиреи, чубушники). Для улучшения декоративного облика этих кустарников сразу после цветения необходимо удалять завязавшиеся плоды.

примеры.

Группа - сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII-XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др. Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно. Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков.

Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях:

- для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие);

- для создания плотной, облиственной до земли группы ;

- для объединения группы деревьев в единую композицию ;

- для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп ;

- для создания групп длительного цветения .

По величине группы разделяются на

-малые состоящие из 2-5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет, с площадью проекции крон 25-60 м2);

- средние - группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более);

- большие - группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более).

Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине:

- малые - диаметр проекции кроны не более 25 м,

- средние - не более 50,

- большие - до 80 м.

Классификация групп по составу пород: 1 - чистые группы: а, б - лиственные, в, г - хвойные; 2 - смешанные группы: д - лиственные, е - хвойные, ж - смешанные

По дендрологическому составу группы бывают

- чистые (от 2 до 5- 7)

- смешанные (от 10 до 20)

Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика. Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение). Они бывают плотными , ажурными , часто объединенными тройками типа квинкус. Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы.

При размещении растений на расстоянии 8-14 м группа может потерять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.

В группах из деревьев 2-3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом - второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные , контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету , структуре , форме , которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы. При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4-8 м. В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной - строгой, торжественной.

Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.

Кустарники в группах: 1 - обогащение цвета, фактуры; 2 - длительность цветения; 3 - создание монолита: а - при освоении новых территорий, б - при реконструкции старых

По густоте посадки (или структуре ) растения в группах можно разделить на:

- плотные , или густые ,

- рыхлые , или ажурные ,

- группы с просветами .

Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5-3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2-5-10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3-1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она - элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов - выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3-5 или 7-12 экземпляров.

Рыхлые , или ажурные , группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (сквозистые).

Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) - при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3-10 экземпляров с интервалом посадки 0,5-3- 5-11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.

Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2-3 м и более друг от друга.

Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений.

Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5-3-5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5-9 м.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2-3 м величиной.

Наиболее характерные приемы построения групп :

1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и др.)

2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован - группы-букеты (смешанные и чистые по составу).

3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.

4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

5. Создание групп со свободным размещением деревьев - чистые и смешанные по составу породы.

6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2-3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах).

7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.

Форма группы оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3-5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2-3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.

Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой , средней , тонкой и смешаннойструктурой . Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний - с тонкой.

Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции.

По назначению в пейзаже выделяются :

Группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;

Группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

Группы как переход от массива к открытому пространству;

Группы, образующие парковые кулисы - «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;

Группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

Возраст древесно-кустарниковых групп. Состав пород определяет долголетие групп.

По долговечности:

- малая начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, (многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины)

- средняя дряхлеют со второго столетия жизни (ель, пихта, клен)

- большая дряхлеют с третьего столетия, (дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу).

При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений. Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие - позднее.

Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10-40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев. Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе - целый комплекс неблагоприятных факторов.

В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.

Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Деревья до 25-30-летнего возраста довольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных растений этот период может продолжаться 100-300 лет, у недолговечных - 50-70 лет. В конце этого периода декоративность утрачивается - деревья, доживая до своего предельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они ежегодно меняют облик до 6-15 лет, затем наступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.

Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100-400 лет. До своего предельного возраста кустарники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют. Некоторые кустарники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник сибирский, ирга круглолистная и др.). В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой долговечностью. Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.

65.Кустарниковые группы для создания композиций и содержание
насаждений. Привести примеры
(см. вопрос №64).

Кустарники вокруг древесной группы размещают кольцом или полукольцом с наиболее обозреваемой стороны. Они делают группу плотной и стройной, образуя плавный переход к газону. В группах деревья и кустарники нужно располагать таким образом, чтобы более высокие находились за низкими, а более темные по окраске листьев и хвои - за светлыми, с менее нарядными цветами - за более пышно цветущими и т. д. При оформлении группы, обозреваемой лишь с одной стороны, соблюдается тот же порядок, но задний план делают более растянутым. При такой, компоновке группы воспринимаются как единое целое. Самостоятельные кустарниковые группы создают обычно и обильно цветущих пород. Всегда эффектна большая группа из пяти-шести видов, отличающихся красивой осенней окраской листьев и яркими плодами. При подборе растений для кустарниковых групп необходимо учитывать интенсивность их роста и особенности развития. Кустарники с ажурными и плотными кронами объединять в одну группу не следует.

66. Группы из древесных и кустарниковых пород (см. вопрос №64)

Голландский сад.

Современный голландский стиль подразумевает сад небольшого размера, центром которого выступает газон, окаймленный клумбой из цветов, декоративно-лиственных и красивоцветущих кустарников. Живая изгородь сажается вдоль забора. Она невысокая, стриженая, достаточно прозрачная. В голландском саду деревьев мало, но все они с красивой сформированной кроной. В этом саду преобладают породы деревьев и кустарников с красивой, оригинальной листвой, необычной фактурой коры. Множество многолетников и цветов. Весной сад украшают изысканные нарциссы, красочные тюльпаны, ароматные гиацинты. Кроме того, голландский стиль подразумевает наличие многих атрибутов сельской жизни: колодец, маленькая ветряная мельница, садовая тачка с цветами. Садовая скульптура представлена множеством потешных гномов, зверей и птиц, горшочков с тюльпанами. Для голландского сада характерны:

Геометрия в планировке сада, но дом, в основном, не принадлежит оси симметрии

Растения главенствуют над другими элементами сада

Малые размеры, комфорт и уют

Французский регулярный сад.

Регулярный стиль имеет четкую симметрию в планировке сада, зеркальность относительно осевой композиции, прямые линии. Во французском саду присуща необычайная роскошь. Ему характерны прямые широкие аллеи, стриженые деревья и кустарники, строгие боскеты, ковровые цветники, обрамленные партерными газонами, правильной геометрической формы бассейны с каскадами и фонтанами, обилие скульптур. Регулярный стиль предполагает обширные партеры, которые подчеркивают построение главной композиционной оси с открытием далекой перспективы, главенство и архитектуру дома.

Для французского регулярного сада присущи:

Осевое разделение сада

Зрительное расширение пространства

Деление территории на функциональные зоны

Доминирование дома, построенного в классическом стиле

Топиарная стрижка зеленых насаждений

Преимущество газонов и вечнозеленых посадок над клумбами и цветниками

Итальянский сад.

Для итальянского сада характерно множество белого камня, лестниц, балюстрад, оливковых рощ, античных скульптур, кадочных культур, террасированный ландшафт. Здесь преобладают четкая планировка со строгими геометрическими формами и мощенными камнем дорожками. Во главе такого сада - правильной геометрической формы водоем с декоративным фонтаном, часто это несколько уровней водоемов из-за террасированного стиля сада. Цветники также имеют строгую геометрию – квадрат, круг, овал. Бордюром часто служит низко стриженый самшит. Большинство декоративных культур растут в красивых контейнерах или горшках из терракоты, больших кадках, которые выставляют у лестниц, соединяющих террасы. Деревья и кустарники, характерны для этого стиля, стриженные в форме пирамиды, шара, колоны или куба, экзотической птицы, элементов античной архитектуры. Итальянский сад нельзя представить без скульптур: ими декорируют водоем или фонтан, роскошные цветники, укромные гроты. Гористая территория подразумевает устройство сада на террасах, возведение подпорных стенок для удержания почвы, построение красивых лестниц, связующих зоны сада. Для итальянского сада характерны:

- симметрия в саду

- устройство сада на террасах с помощью подпорных стенок

- декоративность архитектуры (мощение камнем, скульптуры, лестницы и т.д.)

- большое количество водной архитектуры

- использование топиарного искусства

Исламский сад (Чор-Бак).

В основу мусульманского сада входят так называемые «чор-багх» («четыре сада»), которые символизируют райский сад, в котором берут начало 4 священные реки и разделяют его на 4 части. Проект исламского сада состоит из одного или нескольких квадратов. Большой квадрат разделяют на 4 меньших и т. д. Геометричность планировки подчеркивают дорожки, растения и узкие, мелкие канальцы с водой. В каждом квадрате в центре небольшой фонтан или бассейн, облицованный мрамором, стеклом или разноцветными керамическими плитками. Вода в Исламе наделяется особой, священной ролью. Это источник жизни и очищение. Поэтому в таком саду журчат фонтаны, брызги воды искрятся на солнце; распускаются яркие, красивые цветы и пряные травы. Экзотическим атрибутом такого сада есть клетки с поющими птицами. Прохлаждающую тень дают апельсиновые или гранатовые деревья. По традиции в мусульманском саду сажают овощи. Декоративная грядка с множеством пряных трав может быть организована даже в парадной зоне. Для исламского сада характерны:

Четкая геометричность («чор-багх») и орнаментальность в устройстве цветников и сада

Небольшие, правильной геометрической формы, бассейны

Использование глазурованных плиток и мозаики

Пряные растения

71. Английский пейзажный сад .

Для этого сада характерны серпантинные дорожки с низким газоном, либо покрытые гравийным отсевом, песком, дробленой кирпичной крошкой или щепой. Цветы в английском саду почти отсутствуют, они высаживаются в группы, неподалеку от водоема или дома. Очертания берегов водоема естественные, близкие к природным. В его водах произрастают самые простые водные растения. Для ландшафта в английском стиле присущи красивые ручьи с заросшими берегами. Сад оформляют преимущественно растениями с естественной формой кроны, характерной фактурой листьев, учитывается сочетание их формы и цвета, даже осенний цвет листвы. Миксбордеры неподалеку от дома высаживаются в основном луговыми цветами, лесными многолетними растениями, у которых орнамент и окраска листьев красивее цветков. В основном используют растениям пастельных тонов, желтого, серебристо-белого. Дом в таком саду не является основой, а, наоборот, утопает среди зелени деревьев. Все в дизайне такого сада создает впечатление взаимосвязанности, уравновешенности. Малые архитектурные формы сделаны, как правило, из серого камня или дерева. Для английского пейзажного сада характерны:

Подражание естественности природы, отсутствие границ, которые бы разделяли сад и окружающую природу

Плавность линий рельефа, дорожек и водоемов, растений

Контраст тени и света, особое внимание к фактуре листьев, крон

Движение во всем - в извилистых дорожках, среди колышущихся растений, у естественных водоемов

Основная роль солитеров и групп деревьев в ландшафте

Отсутствие нарядности, преобладание идей романтизма и сентиментализма

Мавританский сад.

Мавританский сад характерен пышными клумбами с ароматными цветами и красивым мозаичным мощением площадок в местах отдыха и дна, мелких, но длинных бассейнов геометрической формы. Основой для мавританского сада служат исламские традиции: обилие бассейнов, поклонение воде, дарящей прохладу в жаркий день, красивые мозаики с преобладанием оттенков синего цвета и фонтан - символ бессмертия и очищения. Большим отличием мавританского стиля от других является отсутствие газона. За основу покрытия сада взято мощение с четким рисунком из плитки или камня. Но если газон и присутствует, то он выполняется в мавританском стиле - его почти не косят, а среди трав преобладают маки, иберисы, эшшольции, мелкие ромашки пиретрума и нивяника. Отдельное место в саду занимает розарий. Он находится в боскете и ложится по периметру квадрата маленького бассейна. Деревья и кустарники в мавританском саду не стригут, а оставляют расти в свободной форме. В центре боскета, в основном, размещается штамбовая роза. Розы высаживают с хорошо выраженным ароматом, в основном оранжевые, красные, желтые сорта. В таком боскете ставится парковая мебель с большим изобилием подушек. Это место отдыха и уединения.

Стены из камня, окружающие мавританский сад, украшены зарослями плетистых роз, бугенвиллей, клематисов, пышных гортензий. Цветники состоят из ярких однолетников - сальвий, бархатцев, гацаний. Для мавританского сада характерны:

Красота цветения, изобилие экзотических растений

Неотъемлемое присутствие воды и ее архитектурных объектов

Зеленые или цветущие галереи, зеленые изгороди

Присутствие необычного газона, обилие мощения

Сельский сад.

Это деревенский сад с множеством цветов всевозможной окраски. Для него присущи простые растения - колокольчики, маргаритки, мальвы, нивяники, пиретрумы, ширмы из эхиноцистеса, душистого горошка, фарбинтеса (ипомеи). Растут они, в основном не на клумбах, а зарослями. Сельский сад хорошо сочетается с природой. В нем главное - простота материалов и форм. Если дом состоит из дерева, то и малые архитектурные формы создаются деревянными, с выраженной древесной текстурой. Для дома из камня или кирпича более подойдут садовые элементы из такого же материала. Сараи, беседки, хозяйственные постройки в этом саду всегда окружены зарослями плетистых роз, бузины и хмеля, душистого горошка и девичьего винограда. У крылечка посажены мальвы, стайки космеи и бархатцев. Вдоль плетеной деревянной изгороди, высаживают мальвы, георгины, дельфиниумы, наперстянки, подсолнухи. В лучших местах сада лежат ухоженные овощные грядки, на которых выращиваются овощи и «полезные» цветы - календула, бархатцы, настурция. На лето в сад выносят комнатные растения, размещая их на веранде, подвешивая на заборчик, сучья яблонь. В оформлении сада используются предметы обихода - тачки, лейки, ведра, старое колесо телеги и т. д. Для сельского сада характерны:

Оформление цветников из пышно цветущих многолетников и летников, не требующих особого - ухода, в природном стиле

Простота материалов и форм

Сочетание красоты и пользы

Группа-это насаждения, собранные в самостоятельную композицию, размещенную изолированно от массива. Группы бывают древесные, кустарниковые и смешанные.

Рекомендуется создавать группы из нечетного числа деревьев и избегать их точного шахматного размещения. Группа строится по принципу многоярусности. Дуб редко встречается в группах, он больше подходит для одиночного акцента. Кустарники хорошо декорируют нижнюю часть группы и стволы деревьев, делая ее плотной и стройной. Также они добавляются для для создания контрастных сочетаний по цвету листвы или цветков, для объединения деревьев в единую композицию, для создания групп длительного цветения.

Деревья в группе могут размещать симметрично по отношению друг к другу и несимметрично, в свободном порядке. Сажать нужно с учетом биологических особенностях каждого. Группы делятся на контрастные и нейтральные. Ядро группы создается из одного или нескольких деревьев, обычно более высоких, оно может быть чистым или смешанным по составу. При использовании нескольких видов нужно подобрать близкие по окраске листвы.

Ландшафтные группы, состоящие из деревьев, кустарников, многолетних и однолетних цветов формируются как на базе существующих насаждений, так и путем создания «с чистого листа». Первый способ позволяет достичь эффекта декоративной ценности намного раньше. Перед этим проектированием, как и в случае с проектированием групп, проводится такое же визуальное обследование участка. Кроме всех вышеизложенных факторов, здесь большую роль играет размещение кустарников. При этом старые, малоценные, больные экземпляры не берутся во внимание (их удаляют). Для создания ландшафтных групп необходимо наличие цветущих кустарников. Размещение их, как и остальных пород должно быть только пейзажным (никаких рядов!) или групповым. При отсутствии или недостатке этих кустарников, планируется посадка. Размещение цветов, камней, декоративной отсыпки из природных материалов зависит от ситуации, поэтому различно и неповторимо в каждом случае.

Однако существуют несколько правил:

· Обеспечение декоративности группы в течение всего года, особенно - с весны до осени.

· Цветение обязательно постепенное (точечное или куртинами – зависит от размещения растений) и с весны до осени. Достигается путем подбора разных видов цветов, деревьев и кустарников с различными сроками цветения.

· Не допускать ритмичности, регулярности и монотонности при размещении всех элементов композиции.

· Используются те же принципы цветового подбора: контраст; в одной гамме (белый сад, голубой сад, розовый сад).

Если представить последовательность цветения некоторых видов деревьев и кустарников, то получится примерно следующая картина. Рано весной зацветают: ива, клен остролистный, черемуха обыкновенная, спиреи; несколько позднее: яблоня, сирень, рябина, жимолость, боярышник, калина, барбарис, каштан конский; в начале лета – желтая акация, жасмин, шиповник; в середине лета: липа. Умелая компоновка позволит иметь непрерывное цветение. При создании групп высокие кустарники должны размещаться ближе к деревьям, а низкие красивоцветущие – по периферии групп, соблюдая ярусность. Нельзя низкорослые кустарники высаживать внутри нескольких высокорослых – недостаток освещения приведет к гибели. Как вариант, возможно создание ландшафтной группы, имеющий в составе деревья и однолетние цветы или кустарники и однолетние цветы. В таком случае цветение летников должно быть одновременным, а цветник - четким по форме и ярким, гармоничным по отношению к древесно-кустарниковым видам. Рисунок цветника либо определяется ситуацией, либо планируется заранее, вместе с деревьями и кустарниками. Немалая роль отводится и газону

Бульвары должны быть не только хорошо обустроены, оборудованы и приспособлены для прогулок и прочих целей; они, кроме того, должны быть красивыми, высокохудожественными.

Известно, что большинство городских от­крытых пространств обладают индивидуально­стью во многом благодаря составу и опреде­ленному размещению растительности. Деревья, кустарники, почвопокровные растения вносят в облик улиц, бульваров города композиционное разнообразие и, в случае со­гласованного взаимодействия с архитектурны­ми объектами, способны позитивно влиять на художественную выразительность городской среды. Напротив, однообразный видовой состав растительности и ее хаотичное размещение зачастую создают заметную дисгармонию в облике открытого пространства, осложняя его функциональное и зрительное восприятие.

Как показали исследования, большинство деревьев вблизи городских магистралейстрадают от загрязнения почв тяжелыми металлами и наличия процессов засоления (63% от общего количества растений находится в неудовлетворительном состоянии или крайне неудовлетворительном состоянии. В этих условиях, безусловно, представляют интерес предложения по пересмотру норм озеленения в сторону их повышения до 25-50 кв. м на 1 жителя, но без изменения подхода к размещению и поддержанию растительности трудно ожидать положительного эффекта. В частности, без постоянного обеспечения деревьев необходимыми микроэлементами, особенно марганцем стрессовое состояние растительности может лишь возрастать, осложняя ее нормальное развитие.

Для обеспечения жизнедеятельности дерева необходимы, прежде всего, орошение и аэрация по всему корнеобитаемому слою почвы. Во многих европейских городах применимы системы подпочвенного орошения, аэрации и корневого питания с помощью пластиковых перфорированных труб, листов аэрации, специальных колодцев.

На магистралях и улицах Москвы применим « шланговый способ» орошения: высаживаемые деревья снабжаются заранее гибкими шлангом с отверстиями, охватывающими ком; один конец шланга в виде трубки выходит на поверхность и служит для залива воды или растворов минеральных удобрений по установленным дозам; шланги и выводная трубка закладываются еще при посадке дерева.

На бульварах древесные растения накапливают токсические вещества в виде солей в почве, которые проникают в зоны корневых систем. В результате на листьях появляются «краевые ожоги». Для оздоровления, или санации, почв необходимо провести «водную мелиорацию», или промывку почвы водой. Периодичность такой промывки должна составлять не менее одного раза в 2 года; это помимо постоянных поливов растений. Нормы расхода при промывке составляют в среднем 110…120 л/м 2 .

В результате накопления различных веществ в зонах корневых систем происходит постоянное « подкисление» почвы.

При рН почвенного раствора до 8…9 необходимо весной произвести гипсование из расчета 0,3 кг/ м 2 с обязательной заделкой гипса на глубину 10…15 см.

Рис. 9. Средства ландшафтного дизайна в оформлении поверхности земли над корневой системой деревьев в пешеходных пространствах

Обеспечение нормальных условий для раз­вития деревьев в городских транзитных про­странствах включает также защиту их корне­вой системы от уплотняющего воздействия пешеходов, что может достигаться либо путем устройства защитных решеток, либо через раз­мещение вокруг стволов выступающих над поверхностью мощения озелененных фрагмен­тов (рис. 9). Второе решение обладает определенными преимуществами с точки зрения возможного удержания дополнительной влаги в почвенном слое и одновременно позволяет сократить по­падание в грунт противогололедных солей. С позиции дизайна эти меры поддержания ус­тойчивого развития растительности могут быть использованы для создания различного геомет­рическою рисунка защитных решеток иди чле­нения планшета на несколько зон с включением почвопокровных растений в композицию озелененных фрагментов вокруг деревьев.

Разнообразие форм древесной растительно­сти целесообразно подкреплять применением различных приемов ее размещения в город­ских транзитных пространствах.

Приемы композиций древесных и кустарниковых пород в садово-парковых объектах очень многообразны как по значению в ландшафтном комплексе, так и по стилевым и композиционным признакам, размещению растений, форме, окраске и породному составу.

Для создания композиций на бульварах используют раз­ные приемы сочетания деревьев и кустарников: группы, рядовые посадки, солитеры, живые изгороди, бордюры.

Группы насаждений являются важнейшими композицион­ными элементами в построении бульварных пейзажей. Их обычно составляют из особо декоратив­ных растений, образуя многоплановые композиции на открытых пространствах различных размеров (рис. 10).

Группы могут быть одно- и многопородными. В однопородной группе должно быть не менее 2 деревьев. Много­породная группа может быть составлена из двух и более видов, отличающихся величиной, формой кроны и окраской листьев.

По величине группы разделяют на малые (2-3 расте­ния), средние (4-7) и большие (10-17).

По составу они могут быть древесными, древесно-кустарниковыми и кустарниковыми.

По строению различают группы простые, в которых кро­ны деревьев образуют один ярус, и сложные, где кроны образуют два или несколько ярусов.

На бульварах обычно создают малые группы.

Расстояние между деревьями в групповых посадках зависит от величины группы, ее породного состава, а также от интенсивности роста пород и их отношения к свету. Мож­но рекомендовать следующие расстояния между деревьями в груп­пах, м:

В однородных малых из лиственных пород 3-4

В смешанных малых из лиственных пород 4 - 5

В смешанных из лиственных пород с конусо- 3-5

образными и пирамидальными кронами

То же, с обычными кронами 5-10

В чистых и смешанных из хвойных пород с ко- 5 - 7

нусообразными и колонновидными кронами

То же, с обычными кронами 7-10

В смешанных из лиственных и хвойных пород с 4-6

конусообразными и колонновидными кронами

То же, с объемными кронами 8-12

Между хвойными деревьями расстояние оставляют большее, чем между лиственными.

Рис. 10. Пример группировки насаждений.

1 – береза; 2 – ель; 3 – сосна; 4 – дуб; 5 – тополь белый; 6 – ива; 7 – клен; 8 – пихта; 9 – липа; 10 – дерен

Группы бывают рыхлыми и плотными. В первых используют породы с ажурными, просвечивающимися кронами (рябина, бе­реза, гледичия, лиственница, сосна Веймутова и др.).

Плотные группы создают из растений с густыми мощными кронами в сочетании с кустарниками, которые закрывают стволы деревьев и делают всю группу непроницаемой.

Древесные породы с плотными, компактными кронами или крупными листьями размещают дальше друг от друга, а с ажур­ными кронами - ближе. Породы пирамидальной формы, вхо­дящие в группу, можно сажать густо.

Широкое распространение в композициях получили группы кустарников благодаря большому разнообразию форм, богатству цветения, окраске цветков и листьев, а также интенсивности роста. Кустарниковые группы с цветками различной окраски, со светлыми и темными кронами компонуют по тем же правилам, что и древесные. Крупные кустарники располага­ют с интервалом 2,5-3 м, средние- 1,8 м, мелкие кустарники во взрослом состоянии размещают с интервалом 1 -1,5 м.

Самостоятельные кустарниковые группы создают обычно из обильно цветущих пород. Всегда эффектна большая группа из 5-6 видов, отличающихся красивой осенней окраской листьев и яркими плодами. При подборе растений для кустарниковых групп необходимо учитывать интенсивность их роста и особен­ности развития. Кустарники с ажурными и плотными кронами объединять в одну группу не следует.

Рядовые посадки. К ним относятся аллеи и живые изгороди.

Аллеи . Деревья для аллейных посадок должны иметь ров­ный, прямой ствол и правильную крону. Их располагают вдоль дорог в один или несколько рядов на определенном расстоянии друг от друга (рис. 11).

Рис. 11. Примеры использования древесной растительности для создания аллей

Двухрядные аллейные посадки деревьев бывают открытые, кро­ны которых не смыкаются, и крытые, смыкающиеся кроны которых образуют сплошной зеленый полог. В настоящее время аллеи в большинстве случаев делают открытыми (разомкнутыми), где каждое дерево стоит отдельно. При такой расстановке улучша­ется санитарное состояние дорог, так как обеспечивается их про­ветривание и просыхание, видимость по сторонам примыкающих пейзажей, создается игра света и тени. Для таких аллей подбирают деревья с пирамидальной или другой компактной формой кроны (пирамидальные тополя, кипарисы, ели), с красиво окрашенной листвой (серебристые формы рябин, кленов), красивоцветущие или красивоплодные породы (рябины, мелкоплодные яблони и др.), растения, не дающие корневых отпрысков. В двухрядных посадках при шахматном размещении деревьев расстояние меж­ду рядами принимают, м:

Для узкокронных 2,5-3

С кронами средней ширины 3,5

Для ширококронных 4,0

С очень широкими кронами 4,5

При многорядной посадке внутренний ряд может быть со­ставлен из декоративных деревьев и кустарников.

На аллеях проводят формовочную обрезку с целью придания определенной формы кроне – шара, куба, конуса, колонны. Обрезкой достигается равномерное распределение скелетных ветвей.

Обрезка может быть слабой, умеренной, сильной. Степень обрезки зависит от вида растения, его возраста, состояния кроны (рис. 12).

В молодом возрасте проводят слабую обрезку или прищипку побегов (не более 25...30% годичного прироста, на 2-3 почки). Между старыми и новыми срезами необходимо оставлять побеги длиной в 6…10 см.

Умеренная обрезка производится у деревьев старшего возраста, когда рост побегов постепенно ослабевает, загущение кроны прекращается, более сильные ростовые почки закладываются на конце побегов. В этом случае целесообразно применять умеренную обрезку, или укорачивание побегов (до 50% длины годичного побега). В результате верхние побеги удлиняются, листья становятся крупнее, крона гуще.

Сильную обрезку до 60...75 % длины годичного побега – производят только у быстрорастущих видов растений, таких, как тополя. При сильной обрезке деревьев тополя бальзамического наблюдается активный рост периферии кроны, увеличивается размер листьев. Если деревья не обрезать или умеренно обрезать, то крона быстро редеет, нижние сучья отмирают.

Формовочную обрезку деревьев проводят весной, пред началом вегетации, в конце февраля, в течение марта.

Рис. 12. Уход за надземной частью дерева (крона): формовочная и санитарная обрезки побегов и ветвей кроны: I – формовочная обрезка: а – укорачивание молодых побегов у саженцев (2-й год после посадки); б – формовочная обрезка побегов кроны по заданному контуру; в- поддерживание формы кроны путем частичной обрезки побегов и подравнивания контура; II – санитарная обрезка: а – удаление сухих ветвей; б – обрезка и прореживание с целью улучшения аэрации (до и после); в – способ омолаживания старого дерева (дубы, вязы) с оставлением скелетных ветвей: окрашенные черным – удаление, двойной штрих –отрастание новых ветвей через 2 года

Живые изгороди, бордюры. Это неширокие, линей­ные, невысокие насаждения деревьев и кустарников. Их исполь­зуют для выделения полотна дорог и разграничения полос движения, для обрамления и разделения участков. Они создают ровный эффектный фон.

Растения в живых изгородях высаживают густо, обычно в 2-3 ряда (существуют и однорядные живые изгороди) с расстоянием 0,5-0,6 м между рядами и 0,4-0,5 м в рядах. В зависимости от целевого назначения изгороди образуют из листопадных деревьев и кустарников (чубушник, жимолость, спи­рея), вечнозеленых (биота восточная, самшит, магония) и колю­чих растений (барбарис Тунберга, боярышник, шиповник, лох узколистный, терн, гледичия, маклюра, груша обыкновенная).

Живые изгороди разделяются по высоте: до 0,5 м - бордюры, от 0,5 до 1 м - низкие, до 2 м - средние, до 3 м и более - высокие. Для бордюров могут быть использованы следующие низкорослые кустарники: магония, полиантовые розы, таволга (спирея), дейция, буксус; для низких живых изгородей: бобовник, спирея японская, айва японская; для средних: жимолость, спи­рея, кизильник блестящий, вишня песчаная, смородина альпий­ская; для высоких: жимолость татарская, чубушник обыкновен­ный, сирень, барбарис, дерен красный, калина Бульденеж, смо­родина золотая и др.

По форме живые изгороди делят на свободно растущие и стриженые. Кроме того, в садово-парковом строительстве при­меняют фигурную стрижку отдельных деревьев и кустарников (рис. 13).

Рис. 13. Типы живых изгородей из кустарников и деревьев:

а – живая изгородь из деревьев 2-й и 3-й величины; б- устройство сплошной зеленой стены – шпалеры; в – комбинированная живая изгородь из кустарников и деревьев; г- прием оформления поворота дорожки путем посадки низких кустарников и их обрезки и формирования; д – профиль живой изгороди; е – размещение одиночных экземпляров

Формовочная обрезку кустарников производят с целью создания искусственной формы куста, поддерживание этой формы в заданных параметрах, усиление роста боко­вых побегов. Необходим учет биологии роста и развития растений. У ви­дов, цветочные почки которых закладываются с осени на побегах прошло­го года, следует проводить обрезку отцветших побегов на половину их длины. А прореживание нецветущих побегов у этих видов можно прово­дить весной.

Целый ряд видов образует цветочные почки на побегах текущего го­да, в первой половине лета. Такие кустарники обрезают поздно осенью или ранней весной, до начала сокодвижения (рис. 14).

Рис. 14. Способы формирования свободно растущих кустарников:

а – когда должны быть освещены нижние ветви – правильная обрезка; б,в – нижние ветви затенены и развиваются слабо, куст оголяется, теряет декоративность – обрезка неправильная

К раннецветущим кустарникам относятся:

сирень обыкновенная и сирень персидская, ломонос горный и альпий­ский, карагана, барбарис обыкновенный, барбарис Тунберга, магония падуболистная, боярышники, ракитник пурпуровый, лох, облепиха, жимоло­сти, смородина золотистая и альпийская, роза ругоза, калина-гордовина, крушина, спирея (раннецветущие виды) и др.

К видам, цветущим в летний период или в конце лета, относятся:

ракитник (большинство видов), чубушники, бирючина, лапчатка, пузыреплодник, дёрен белый и красный; спиреи японская, Дугласа, иволистная и др.

Обрезка проводится на одном уровне от поверхности земли, с боковых участков, придавая кусту необходимый профиль. Побеги обрезают на 1/2…1/3 величины прироста в первый год и на 2/3 - на второй и последующие годы.

"Живые изгороди" из кустарников в молодом возрасте обрезают (стригут) 1-2 раза за период вегетации. При наступлении полного развития кустов периодичность обрезки увеличивают до 4-6 раз (у медленно растущих - до 3 раз). Первая обрезка проводится в марте - апреле, до распуска­ния почек; последующие - по мере потери четкости поперечного профиля (рис. 15). Свободно растущие живые изгороди в систематической обрезке не нуждаются: у растений вырезают только старые ветви, загущающие куст.

Рис. 15. Схема формирования живых изгородей:

а – обрезка растений, развивающих сплошное облиствление: 1 – короткая обрезка после посадки; 2 – первая формовочная обрезка на следующий год после посадки; 3 – вторая формовочная обрезка через 2 года после посадки; 4 – третья формовочная обрезка по заданному профилю; б – формовочная обрезка по заданным параметрам

Солитеры. Это отдельно растущие одиночные экземпляры деревьев и кустарников, отличающиеся особо декоративной кроной,окраской листвы, цветков или плодов, мощ­ным ростом и др. Они привлекают особое внимание, часто явля­ются центром композиции.

Выбор породы, используемой в качестве солитера, зависит от точки восприятия. Если солитер расположен на переднем плане и рассчитан на близкое рассмотрение, то большое значение при­обретают детали - форма и окраска листьев, цветков, плодов. В таких случаях рекомендуется использовать невысокие деревья с живописной формой кроны или красиво и обильно цветущие кустарники.

Высокие деревья хорошо воспринимаются с большого расстояния. Из хвойных в качестве одиночных растений могут быть рекомендованы: ель колючая и ее формы (серебристая), листвен­ница сибирская, ель европейская, можжевельник обыкновенный и виргинский, туя восточная и ее декоративные формы.

При размещении солитеров необходимо также учитывать фон, на котором они будут восприниматься. Небольшие солитеры про­ектируют на зеленый фон газона, на открытое пространство. Для более крупных экземпляров хорошим фоном служат группы со­седних насаждений. Хорошо смотрится дерево-солитер, окружен­ное невысоким кустарником, форма и окраска которого подчер­кивают фактуру и цвет ствола и кроны солитера. Например, сте­лющийся можжевельник казацкий, окружающий основание ство­ла березы, ярко подчеркивает своей плотной темно-зеленой хвоей белизну ее ствола, ажурность кроны и светло-зеленую окраску листвы.

Причем, помимо этих традиционных способов посадки деревьев, современный ландшаф­тный дизайн включает создание композиции со свободным расположением растительного ма­териала в плане, в том числе с организацией веерных рядов деревьев или посадкой их контурами геометрических фигур. Подобное размещение растительности в пешеходном пространстве позволяет не только влиять на такие качества, как прерывистость, масштабность, геометричность, но и создавать опреде­ленные фокусные точки, способствующие ин­дивидуализации фрагментов городской среды (рис. 16). Взаимодействие архитектурных объектов и растительности предполагает их композицион­ную и функциональную увязку, в результате которой характер использования прилегающих к зданиям пространств выявляется в контурах посадок растительного материала.

Рис. 16. Приемы использования различных видов кустарников в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

Учет основных направлений движения лю­дей в пешеходных пространствах необходим при выборе структуры каркаса из растительности, разграничивающего или объединяющего отдель­ные фрагменты городской среды, при этом весь контур растительного материала должен обла­дать выгодным визуальным раскрытием из мно­гих точек. Реагируя на конфигурацию и масштаб открытого пространства, размещение деревьев помогает закрепить основные композиционные оси, обозначить границы и расставить необхо­димые силуэтные или цветовые акценты.

Рядовые посадки растительности, обладая легко читаемой геометричностью линий, по­зволяют не только разделить открытое про­странство на участки различного назначения или подчеркнуть его протяженный характер, но и дают возможность использовать интервалы между отдельными деревьями для организации мест отдыха. Во избежание монотонности подобных посадок вдоль пешеходных пространств целесообразно применение современных приемов композиции растительности с использованием нарастающего интервала между деревьями или с создание смысловых пауз, позволяющих выделить в ближайшем окружении определенные архитектурные или природ­ные доминанты. При этом пауза в рядовой по­садке обретает не меньшую композиционную роль, чем сам ряд деревьев.

Соображениями обеспечения устойчивости растительности городской среды определяется применение групп деревьев (по 4 - 6) в виде модулей с переменным или одинаковым шагом. Этот прием размещения растительного материала представляет также особый интерес с точки зрения создания выразительного си­луэта природных компонентов в городских от­крытых пространствах.

Обращение к цветущим (фруктовым) де­ревьям в городской среде позволяет существенно влиять на внешний облик пешеходных про­странств, внося в них по принципу контраста интенсивно окрашенные, яркие акценты. Ис­ходя из композиционных соображений, при­менение подобных акцентов наиболее целесо­образно в узлах пересечения основных пеше­ходных потоков - на подходах к наиболее зна­чимым общественным зданиям, на пути к ос­тановкам транспорта.

Использование современной технологии ве­черней подсветки деревьев, включая размеще­ние встроенных в поверхность земли светиль­ников, способствует сохранению пластической выразительности и колористического разнооб­разия растительности в темное время суток.

Принцип создания иерархии "ячеек" с по­мощью растительного материала относится к числу основных в ландшафтном дизайне го­родских открытых пространств. Домини­рующая роль деревьев в формировании силуэтного и пластического разнообразияподобных "ячеек" дополняемся не менее важным значение кустарников и почвопокровных растений в обеспечении динамичного характера нижних ярусов пешеходных пространств. В частности разграничение "ячеек" живой изгоро­дью позволяет внесли различные геометричес­кие очертания (циркульные, прямолинейные волнообразные и др.) в каждую из них, а почвопокровные растения дают возможность уси­лить композиционное разнообразие отдельных фрагментом городской среды (рис. 17).

Рис. 17. Многоуровневый каркас из растительности в городском транзитном пространстве:

а – структурные элементы трех уровней каркаса (деревья, кустарники, почвопокровные растения); б – традиционный прием размещения древесной растительности в транзитном пространстве; в – вариант сочетания основных элементов каркаса растительности в пешеходном пространстве; г – прием ландшафтного дизайна транзитного пространства со свободным расположением растительного материала

Цветочное оформление также строит композицию бульвара (рис. 18). Объектом зеленого строительства, в который выходит цветочное оформление как основной элемент, является цветник. Цветники могут иметь различные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. Богатое и эффектное цветочное оформление должны иметь наиболее часто посещаемые места.

В композициях регулярного стиля цветочное оформление выполняют с учетом требований пропорции и симметрии, ограниченные правильными геометрическими фигурами: кругом, овалом, квадратом, прямоугольником, многоугольником. Регулярные цветники применяют при украшении важных объектов. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.

Рис. 18. Приемы использования почвопокровных растений и цветов в ландшафтном дизайне пешеходных пространств

Клумба представляет собой ограниченный геометрически правильными очертаниями участок, украшенный однолетними цветами. Располагают его в центре композиции. Фоном могут служить газон и пешеходные дорожки. Центр клумбы поднимается на 50…60 см, края – на 8…10 см над окружающей территорией. Клумба окаймляется дерном или бортовым камнем. Различают клумбы ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелются по земле; цветочные создаются из крупных цветущих растений с таким расчетом, чтобы на клумбе были всегда цветущие цветы. Арабеска – разновидность клумбы усложненной формы. Вычурный контур арабески может быть похож на цветы, листья, животных или иметь абстрактную форму.

Рабатки – это длинные гряды вдоль границ газонов и сооружений, оформленные цветущими или декоративными растениями. Размеры рабаток колеблются: по ширине от 0,5 до 4 м, по длине от 2 до нескольких сотен метров.

Бордюры окаймляют отдельные части цветника, декоративно-лиственные однолетние и многолетние композиции по контуру, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей. Их ширина составляет 10…40 см. Бордюры придают композициям законченный вид.

Партер может включать в себя все вышеперечисленные устройства с применением цветочниц, ваз, газонов, садовой скульптуры, лестниц, террас, бассейнов, фонтанов. Партеры являются наиболее парадной формой цветочного оформления, применяются в узловой части композиции бульвара.

Композиции естественного стиля отличаются свободой планировочных решений. Этот стиль создает впечатление природного ландшафта и допускает большое разнообразие форм, красок и сочетаний. Ландшафтный тип садово-парковых композиций применяется чаще регулярного, так как он дешевле в устройстве и уходе. Для него характерны одиночные посадки, группы, миксбордеры, ландшафтные цветники, каменные участки, рокарии.

Одиночными посадками могут быть крупные цветы, представленные в единичном экземпляре (пион, роза, георгин и др.)

Группы создаются из цветов одного или нескольких видов. Группы значительных размеров именуются массивами.

Миксбордеры (смешанные бордюры) представляют собой цветочные опушки или ленты на газонах, у зданий с особым подбором ассортимента цветов. Цветение миксбордера не должно прерываться с весны до осени, что достигается посадкой цветов разного периода цветения.

Ландшафтные цветники (рокарии) содержат все вышеназванные садово-парковые устройства, расположенные в свободном порядке на фоне газона, кустарника, деревьев, водоемов. Рокарии выглядят особенно живописно. Для их устройства применяют спокойный рельеф, так и склоны, камни, валуны, разнообразные растения в композициях, водные устройства с текущей или стоячей водой. Каменистый сад может быть выполнен в виде искусственной каменной гори – альпинария. Растения подбирают стелящиеся, ковровые, однолетние, многолетние и кустарники.

Достижение максимальной выразительнос­ти всех элементов пространственного каркаса растительности и обеспечение их композицион­ной целостности, наряду с гармоничным взаи­модействием с ближайшим окружением, состав­ляет одну из главных задач ландшафтного ди­зайна пешеходных пространств города.Геомет­рический рисунок расположения кустарников и почвопокровных растений позволяет, даже оперируя минимальным набором видов расти­тельности, добиваться наибольшего разнообра­зия их композиций.

Динамичность конфигурации растительно­го материала связывается, в первую очередь, с использованием S-образных кривых, более точно известных как cyma recta и cyma reversa. Контуры растительности, следуя очерта­ниям этих кривых, создают эффект движения в пространстве и обладают множеством точек выгодного визуального восприятия. Различныевиды кустарников, включая цветущие, наи­более подходят для закрепления в городской среде характерной геометрии природных форм. Причем наряду с использованием криволиней­ных посадок, не менее выразительными явля­ются рядовые посадки формованного кустарника (рис. 19).

Рис. 19. Приемы размещения кустарников и почвопокровных растений в композиции пешеходных пространств

а – увязка линии посадки кустарника и контура почвопокровных растений с очертаниями S–образных кривых; б – прием ландшафтного дизайна пешеходных пространств с динамичной конфигурацией посадок кустарника и почвопокровных растений

Применение живых изгородей нетрадиционного типас силуэтными профилированиемверхнего контура растительности расширяет набор пластических средств достижения выразительности нижнего яруса транзитных пространств города. Сочетание стриженного и свободно растущего кустарника в одной композициипозволяет раскрыть декоративнее возможности каждого из элементов. Очертания растительного материала могут способствовать выявлению точек изменения направления движения, фиксировать входные пространства или подчеркнуть перепады рельефа. Во всех случа­ях декоративные особенности конкретного вида растительности позволяют максимально раз­нообразить городскую среду, связывая каж­дый из фрагментов пространства города с ха­рактерным рисунком природных материалов. Наложение геометрического рисунка конту­ров кустарника на слой акцентирующих почвопокровных растений относится к одному из наи­более распространенных приемов современного ландшафтного дизайна.Заполняя отдельные участки поверхности между полосами транзит­ного движения и линиями посадок кустарни­ка, почвопокровные растения не только спо­собствуют лучшему выявлению очертаний бо­лее высокой растительности, но и могут каче­ственно изменять текстуру и колористку са­мой поверхности земли.

Почвопокровные растения, обладая малой высотой (150 - 300 мм), в то же время могут выступать в качестве барьера от вандализма перед другими, более выразительными элемен­тами ландшафтных композиций на городских улицах и площадях. Эти же растения позволя­ют достаточно эффективно разграничивать от­дельные участки пешеходных пространств в случае различного характера их функциональ­ного использования. В сочетании с цветочным оформлением городских открытых пространств почвопокровные растения составляют важное средство достижения колористического разно­образия среды.

3.3. Использование малых архитектурных форм и сооружений

К числуэлементов ландшафта, оказываю­щие влияние на эстетику бульварных пространств и непосредственно формирующих представление об уровне комфортности для человека, относятся малые архитектурные формы и парковые сооружения.

Обычно на бульварах размещают немногие сооружения: при незначительной ширине бульвара перечень их ограничивается сооружениями утилитарного характера. На более широких бульварах, кроме того размещают декоративные сооружения.

С частью из них человек соприкасается непосредственно (включая ска­мьи, лестницы, игровые устройства для детей), другие способствуют улучшению условий использования парков (светильники), третьи вносят существенное разнообразие в композицию садово-паркового ландшафта (декоративные ограждения, водные устройства).

Малые архитектурные формы классифицируются на следующие типы (или категории):

- декоративные МАФ - скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоёмы, декоративные стенки и др.;

- утилитарного характера МАФ ; кним относятся пандусы, лестницы, подпорные стенки, торговые киоски, скамейки, ограды и др.

Малые формы утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздеиствию факторов внешней среды.

Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две крупные группы:

1) МАФ изготовления по специально разработанным и индивидуальным проектам;

2) МАФ изготовления по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.

МАФ из типовых элементов широко применимы на бульварах. В настоящее время проектными организациями выпущен в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специаль­ных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установ­кой на объектах по разработанному проекту.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «stroimremdom.ru» — Строим и ремонтируем